Новозеландский Совет по внешней отчетности (XRB) и национальный Совет по стандартам финансовой отчетности (NZASB) представили свои предложения по внедрению новых стандартов для общественных предприятий, которые в их терминологии именуются «организациями, имеющими общественный интерес» (public benefit entities – PBEs), и в основной своей массе это некоммерческие предприятия.
Госпредприятия, напомним, по определению также относятся именно к этой категории, поскольку главная цель их функционирования заключается вовсе не в получении прибыли. Что важнее, эти национальные стандарты будут в весьма значительной степени основываться именно на международных стандартах финансовой отчетности для предприятий общественного сектора (IPSAS), разрабатываемых профильным советом IPSASB в составе Международной федерации бухгалтеров.
Предложения от новозеландских разработчиков оговаривают, в частности, внедрение следующих стандартов и руководств:
1) XRB A1 «Основы стандартов финансовой отчетности (обновление стандартов для публичных предприятий и предприятий, имеющих общественный интерес)». Эти требования будут применяться ко всем отчитывающимся предприятиям вообще: они будут определять, какому именно набору стандартов должна следовать та или иная компания.
2) Набор из 39 стандартов. Они включают в себя:
Стандарты PBE для применения общественными структурами «первой категории», к которой отнесены все компании с публичной отчетностью (используется определение от IASB) либо просто крупные в соответствии с определением национального законодательства. Им запрещено использовать стандарты для организаций «второй категории»
…Которые, в свою очередь, основаны на сокращенных, упрощенных до определенной степени раскрытиях. Они будут применяться общественными организациями, не подпадающими под определение «первой категории» (о ней говорилось выше), плюс теми, что не имеют права применять «упрощенные правила перехода», предназначенные для других – как правило, просто малых – предприятий, относимых к категориям 3 и 4. Тем не менее, некоторые требования к раскрытиям, обозначенные звездочкой (*), на них не распространяются, потому мы здесь и говорим об упрощении до определенной степени.
3) Наконец, еще один документ – это «Концептуальные основы» организаций, имеющих общественный интерес.
Наши постоянные читатели, возможно, вспомнят об очень похожих предложениях от новозеландских разработчиков, которые те выпустили в июне прошлого года (http://gaap.ru/news/128711). Так и есть: авторы отмечают, что с тем консультационным документом сохранилось очень много общего, но есть и важные различия. Так, после долгих колебаний ими все-таки было принято решение использовать термин прочего совокупного дохода (other comprehensive income – OCI). Ведь сам по себе он не содержится в IPSAS, тогда зачем он здесь? Как оказалось, в пользу этого высказались респонденты в период предоставления комментариев.
Еще одним важным моментом является то, что пользователи в своих комментариях просили сохранить по возможности минимальные различия между новыми стандартами PBE и новозеландскими МСФО, которые, как известно, уже давно применяют все коммерческие организации. Они обоснованно обрисовали потенциально неприятную возможность путаницы в отчетности «смешанных» организаций (например, у какой-то из них может быть дочерняя структура на традиционных стандартах МСФО, в то время как материанская компания будет применять PBE). Реагируя на это, разработчики создали специальную рабочую группу, чьей задачей будет определять, в каких случаях расхождений между двумя системами стандартов не избежать. Это единственный способ рационально минимизировать различия, поскольку изменять дозволено только один набор стандартов, и это, конечно, не МСФО, пусть и новозеландские.